В 2024 году Выставочный отдел ЦКР «Вертикаль» начинает цикл авторских выставочных проектов, которые можно отнести к экспериментальным, авторских техникам получения художественного изображения в фотографии. Благородные техники печати, аналоговые технологии или творческое переосмысление цифрового изображения — в течение этого выставочного сезона мы будем знакомить зрителей Пущино с различными видами создания образного изображения в фотографии.

Открывает этот цикл выставка фотохудожника Александры Шанович — погружение в культуры Китая с использованием техники литпечати. В целях сохранности уникальных оригиналов, передвижная выставка представлена в цифровых копиях, которые позволяют оценить стилистику получаемого изображения при этой технике ручной печати.

Китай притягивает — не только радостью прикоснуться к великой культуре, увидеть старинные храмы и природные чудеса, но и возможностью наблюдать течение жизни, столь непохожей на привычную нам действительность.

От автора: «Целью моей было передать ощущение времени, которое в Поднебесной не только стремительно мчится вперед, но и способно замирать в повседневных занятиях, укладе жизни, нравах и обычаях людей. Растворившись с камерой в городской толпе или потеряв тропу в тумане рисовых чеков — вдруг обнаруживаешь целые археологические пласты бытия, скрытые от поверхностного взгляда. Оживают сюжеты китайской живописи, разворачиваются каллиграфические листы, с изумлением начинаешь понимать, что нет никого вчера и завтра, есть только вечное присутствие красоты и гармонии, и твоя задача — увидеть это и запечатлетьä.

Для создания оригинальных изображений автором была выбрана техника литпринта — одна из разновидностей ручной черно-белой желатино-серебряной фотопечати, появившаяся в конце ХХ века и основанная на использовании процесса инфекционного проявления. Особый химический состав проявителя в сочетании с определенным режимом экспонирования позволяет получать уникальные отпечатки. Отличительными чертами литпринтов являются плотные тени, прозрачные малоконтрастные света, характерная зернистость и разнообразные оттенки цвета — от песочного до розового и рыжего. Результат печати зачастую непредсказуем и практически невоспроизводим. В литпринте изображение теряет прямую документальность и приобретает качество метафоры — эмоционального визуального «пересказа», что наилучшим образом соответствует авторскому художественному замыслу.

Основу проекта составляют фотографии, сделанные во время самостоятельных путешествий по разным провинциям Китая в период с 2014 по 2019 годы.

Выставочные экземпляры фотографий выполнены с отсканированных оригиналов, пигментная печать